Об исторических городах России
2018-05-16

Заявление VI съезда градозащитных организаций России «Об исторических городах (поселениях) России»
Съезд заявляет, что для сохранения, развития и правовой защиты исторических городов и населенных мест России необходимо преодолеть разрыв между их фактическим числом – и числом официально утвержденных исторических поселений в терминах закона.
Юридически это разрыв между перечнем исторических населенных мест РСФСР (утвержден постановлениями коллегий министерства культуры РСФСР, госстроя РСФСР и центрального совета ВООПИиК в феврале 1990 года) и перечнем исторических поселений федерального значения (утвержден приказом министерства культуры и министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 года).
Если первый перечень включает 536 названий, то второй – всего 44. В него не вошли столица страны Москва, Великий Новгород, Вологда, Волоколамск, Вязьма, Дмитров, Звенигород, Казань, Калуга, Можайск, Муром, Нижний Новгород, Переславль-Залесский, Рязань, Псков, Самара, Саратов, Серпухов, Соликамск, Старая Ладога, Старая Русса, Старица, Тверь, Тобольск, Тула, Углич, Устюжна, Чердынь и многие другие города. Под угрозой оказалась сама исторически сложившаяся система расселения России.
Отсутствие законодательного статуса не позволяет историческим населенным местам использовать такие механизмы закона, как предмет охраны исторического поселения, включающий исторически ценные градоформирующие объекты, подлежащие физическому сохранению; утверждение требований к градостроительным регламентам в границах исторического поселения, согласование генеральных планов, правил землепользования и застройки уполномоченными государственными органами охраны наследия; предоставление этим органам проектов капитального строительства. Иными словами, в исторических населенных местах, не вошедших в перечни исторических поселений, ослаблены механизмы защиты историко-природной среды в целом, сохранения от сноса средовых объектов, не имеющих индивидуального охранного статуса.
Притом большая часть исторических поселений до сих пор не имеет утвержденной охранной документации, а разрабатываемые документы территориального планирования и градостроительного зонирования никак не учитывают их особый статус, необходимость сохранения ценных градоформирующих объектов, а также разработанные ранее 2010 года режимы и регламенты (либо проекты режимов и регламентов) зон охраны исторических населенных мест.
Федеральный закон № 73-ФЗ в редакции 2015 года предоставил регионам возможность учреждать исторические поселения регионального значения. И некоторые регионы уже пошли этим путем. Однако такая норма закона ставит обретение статуса исторического поселения в зависимость от воли руководства региона и местного общества, тогда как исторические города являются таковыми по самому своему происхождению. Кроме того, редакция закона 2015 года лишила федеральный центр возможности расширять перечень исторических поселений федерального значения самостоятельно, минуя региональную инициативу.
IV (Казанский) съезд градозащитных организаций России уже высказывался за восстановление федеральных полномочий в этой части закона, при сохранении региональных полномочий.
VI съезд высказывается за увеличение числа исторических поселений России до их фактического количества. Для этого съезд предлагает федеральному законодателю, субъектам законодательной инициативы дополнить статью 64 переходных и заключительных положений федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» пунктом следующего содержания:
- Отнести исторические населенные места РСФСР, утвержденные постановлениями коллегий министерства культуры РСФСР, госстроя РСФСР и центрального совета ВООПИиК от 19, 28 и 16 февраля 1990 года, к числу исторических поселений Российской Федерации;
- федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере охраны наследия, субъектам федерации в срок до двух лет со дня вступления в силу настоящего закона принять решение об отнесении исторических населенных мест РСФСР к перечню исторических поселений федерального значения, либо к перечням исторических поселений регионального значения, если такое решение не было принято ранее, либо, в особых случаях, об исключении из числа исторических населенных мест;
- исторические населенные места, обладающие объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, не могут быть исключены из числа исторических поселений Российской Федерации и подлежат отнесению к перечню исторических поселений федерального значения;
- решения об утверждении зон охраны исторических населенных мест, их режимов и регламентов, сохраняют силу при отнесении их к перечням исторических поселений. Разработанные ранее проекты зон охраны исторических населенных мест учитываются при разработке предметов охраны исторических поселений.
Кроме того, необходимо дополнить статьи 28 и 30 федерального закона № 73-ФЗ и статью 11 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», отнеся к целям экспертизы обоснование включения исторических населенных пунктов в перечни исторических поселений федерального либо регионального значения, а к объектам экспертизы – документы этого обоснования.
Новости по теме:
Устройство стен. Часть третья – от усовершенствованных кровельных ограждений к стенам и их цоколям
О проблемах долговечности нижних этажей и заборов
Устройство кровель. Часть первая - теория
Кровли требуют правильных расчетов
Эксперимент по транспортировке судоходных арок Крымского моста состоялся

В Крыловском научном центре Санкт-Петербурга
О сносах в Екатеринбурге

Приложение 3