Устройство стен. Часть третья – от усовершенствованных кровельных ограждений к стенам и их цоколям
2016-12-23
Гидроизоляция требуется не только кровлям
Стены современных зданий в связи с возросшими требованиями по обеспечению теплозащиты стало невозможно исполнять однослойными из кирпича или бетонных панелей и блоков. Это можно проиллюстрировать на примере старых панельных домов Екатеринбурга: стеновые панели в них выполнены из газозолобетона толщиной 280 мм. При коэффициенте теплопроводности газозолобетона λ = 0,28 Вт/м*°С сопротивление теплопередаче составляло около Rо = 0,28/0,28 = 1 м2*°С/Вт, что отвечало действовавшим тогда нормативам. С увеличением норматива в 3,5 раза толщину таких стен нужно было бы увеличить до 980 мм, что практически невыполнимо.
Поэтому современные стены зданий решаются (можно заметить) по аналогии с конструкцией совмещенных кровель – с применением эффективных теплоизоляционных материалов. Для исключения накопления конденсационной влаги в утеплителе снаружи применяют либо специальную паропроницаемую тонкую штукатурку (конструкция типа «еврофасад»), либо различные облицовочные плиты на относе от утеплителя (конструкция типа «вентилируемый фасад»).
Проблемы долговечности цокольных частей зданий (по большей части - старых) связаны во многих случаях с неправильным выполнением узлов примыкания отделочных слоев – штукатурки или плиточной облицовки– к отмосткам и тротуарам. При сложившемся на практике бездумном исполнении этих узлов – с плотным контактом отделочных слоев с отмостками – происходит систематическое увлажнение цоколей стен вследствие капиллярного подсоса влаги из отмостки и грунта под ней. Этот фактор имеет постоянный характер в любое время года – в отличие от внешнего кратковременного намокания от брызг дождя или примыкания мокрого снега, которое быстро высыхает.
Следствием постоянного внутреннего увлажнения становится морозное разрушение отделочных слоев цоколя. Чтобы избежать этого, следует всеми мерами исключать плотный контакт цоколей с отмостками и тротуарами. Например, устраивать зазор (шириной 20-30 мм) между слоем штукатурки или облицовочной плитки и отмосткой или тротуаром; зазор следует гидроизолировать надежными долговечными герметиками, в простейшем виде – обмазкой горячей битумной мастикой.
Что касается размокших и размерзшихся карнизов старых зданий, то для их защиты и увеличения межремонтных сроков можно рекомендовать устройство под жестяными кровельными свесами дополнительного (страховочного) слоя гидроизоляции, например, из рулонных битуминозных или ПВХ материалов – как гидроизоляционных прокладки между обрезом стены и жестяной кровлей.
В связи с рассмотренными выше вопросами следует заметить также, что без надежной гидроизоляции нельзя выполнять ни одну строительную конструкцию из искусственных материалов (не обладающих достаточно высокой морозостойкостью), соприкасающуюся с грунтом или атмосферными осадками. В частности, бетонные крыльца, подпорные стенки, массивные плиты тротуаров, бордюры и, во многих случаях, бетонные поребрики следует надежно гидроизолировать по всем граням, соприкасающимся с грунтом. В противном случае всегда имеем неизбежные разрушения, подобные приведенным на рисунках.
В общем, для решения наболевшего вопроса гидроизоляции каменных и железобетонных строительных элементов было бы целесообразно разработать масштабные организационные мероприятия, запрещающие укладку конструкций непосредственно на грунт без гидроизоляции основания, а также выполнение карнизов парапетов, столбов ажурных ограждений, разделительных стенок малых архитектурных форм без надежных гидроизолирующих покрытий. Только это сможет остановить непрофессиональную, бесхозяйственную, беспомощную практику ремонтно-восстановительных работ на наших домах.
Юрий Шабанов,
бывш. главный специалист ОАО «Институт УралНИИАС»,
почетный строитель России
Новости по теме:
Об исторических городах России

Приложение 1
Об отмене историко-культурной экспертизы

Приложение 2
Устройство кровель. Часть вторая – от теории к практике
Натурное обследование крыш помогает принять верное решение
Эксперимент по транспортировке судоходных арок Крымского моста состоялся

В Крыловском научном центре Санкт-Петербурга